Ремни безопасности. Зачем пристегиваться?

Ремень – всего лишь капроновая лента. Но на её счету миллионы спасённых жизней. В автомобиль он пришёл прямиком из авиации ещё в начале прошлого века

Вообще, для чего нужно пристёгиваться?

Давайте разбираться. Статистика говорит, что применение ремней безопасности уменьшает риск гибели и тяжёлых травм при фронтальном столкновении в 2-2,5 раза, при боковом — в 1,8 раза, а при опрокидывании — аж в 5 раз!
Во время и после удара необходимо, чтобы тело было зафиксировано на месте. И совершенно неважно, где вы сидите – спереди или сзади, в легковушке вы или в автобусе. Зачем фиксироваться? Чтобы предотвратить произвольные перемещения седоков по салону. «Прилететь» со всего маха головой в стекло, переломать руки и ноги об элементы интерьера, наткнувшись по пути глазом на рычаг коробки передач или стеклоочистителя, – малорадостная перспектива. Если голова попадёт между подголовником и боковой стойкой – тоже ничего хорошего. Куда мотнёт автомобиль в следующий момент после первого удара, спрогнозировать совершенно невозможно – вывих шейных позвонков вероятен даже на самых безобидных скоростях.

Что последует дальше? Повторные удары или серия переворотов? Хотите при опрокидывании вылететь из бокового разбитого окна (ситуация на видео выше, увы, не редкость) и быть раздавленным собственным автомобилем? Не пристёгивайтесь! А ведь таких аварий ежедневно происходит сотни! Кстати, неофициальная статистика подтверждает – непристёгнутые пассажиры на переднем сиденье частенько разбивают лбы и ломают носы о переднюю панель, когда водитель резко бьёт по педали тормоза.

Будучи зафиксированным и плотно прижатым ремнём к «обволакивающему» креслу, имеющему боковую поддержку, тело находится в бережливых тисках. Водитель при резком манёвре или после удара с хорошо затянутым ремнём имеет возможность управлять автомобилем и бороться с ситуацией до последнего, с рабочего места его уже ничто не выбьет. Как бы ни крутило, ни било, ни переворачивало автомобиль на дороге или вне её, сиденье и ремень удерживают тело в максимально защищенном положении вдали от крыши, стоек кузова, передней панели. Автогонщики все прелести аварий и переворотов неоднократно прочувствовали на своих шкурах. Вспомните, как организована их посадка – они сидят буквально «вбитыми» в ковшеобразные кресла, плотно «связанные по рукам и ногам» многоточечными ремнями.

В автоспорте без удерживающих систем никуда. Если бы не многоточечные ремни и плотная посадка в спортивных ковшеобразных креслах, гонщики, «убирающие» за свою карьеру не по одному автомобилю, попросту были бы расходным материалом

Представим себе простейший фронтальный удар (кстати, самый распространённый). Что происходит в данном случае? Автомобиль замедляется, а седок по инерции стремится продолжить движение вперёд. Идеально, когда ещё до удара ремень с хорошим усилием прижимает тело седока к креслу и уже из такого первоначального положения начинает его «ловить». Почему это важно?

На примере фронтального краш-теста Volvo XC90 можно легко проследить стадии работы пиропреднатяжителей, ограничителей усилия ремней и подушек безопасности. Краш-тесты выполнены Европейским комитетом по проведению независимых краш-тестов Euro NCAP. Фронтальный удар с 40-процентным перекрытием о деформируемый барьер произведён на скорости 65 км/ч. Боковой удар о столб осуществляется на скорости 29 км/ч. Боковой удар в область бёдер водителя 950-килограммовой тележкой с деформируемым элементом, имеющим ширину 1,5 метра, производится на скорости 50 км/ч. Автомобиль продемонстрировал очень хороший уровень защиты седоков и получил пятизвёздочный рейтинг безопасности

Дело в том, что во время фронтального удара от момента касания препятствия до полной остановки корпуса автомобиля проходит некоторое время. Энергия удара и скорость гасится при помощи зоны программируемой деформации, которая заложена в конструкцию передней части силовой структуры автомобиля. Сминаясь на протяжении какого-то времени, силовые элементы смягчают удар, тем самым снижая ускорения и нагрузки, действующие на автомобиль.

Соответственно, пристёгнутый человек, замедляясь заодно с кузовом автомобиля, останавливается более плавно. При этом нагрузки тела на себя принимают широкие лямки ремня – вес распределяется по большой площади поверхности, ведь с ремнём контактируют грудная клетка, ключица, таз и, отчасти, бёдра. А ещё ремень самостоятельно способен несколько смягчить энергию удара в пределах запаса пространства: капроновая лента при воздействии на неё тела немного растягивается, катушка (если это ремень инерционный) «выпускает» часть ленты. Если удар очень сильный, чтобы не сломать грудную клетку и оградить организм от чрезмерных ускорений, сработает ограничитель усилия, который, поддавшись натиску тела, «стравит» лямку ещё сильнее.

Ремни безопасности за миг до удара в исходном положенииРемни безопасности за миг до удара в исходном положении

пиропреднатяжители прижали седоков к сиденьямСработавшие пиропреднатяжители в течение 10 мс после зафиксированного электроникой удара укоротили лямки ремня примерно на 100 мм и прижали седоков к сиденьям. Ремень уже готов принимать нагрузки, а зона программируемой деформации только-только начала гасить удар. Водительская подушка уже «выстреливает» из ступицы руля

Ремни принимают нагрузку тел20 мс после удара. Пассажирская подушка начинает надуваться, водительская – активно заполняется газом. Ремни продолжают держать и потихоньку натягиваться, принимая нагрузку тел. Зона программируемой деформации гасит энергию удара

Ремни безопасности гасят энергию удара30 мс после удара. Подушки ещё не раскрылись, а ремни продолжают держать седоков, передавая развиваемое под действием инерции тел усилие на кузов, и гасить энергию удара

Вытягивающиеся ремни безопасности  и газовый подпор подушек принимают на себя вес седоков

50 мс после удара. Вытягивающиеся ремни (лямки травит торсион ограничителя усилия) и газовый подпор подушек принимают на себя вес седоков. Зона деформации кузова в активной стадии поглощения энергии удара

Если человек не пристегнулся, он, ударяясь об элементы интерьера, испытывает куда бОльшие перегрузки, нежели пристёгнутый. Ведь пока автомобиль деформировался и гасил скорость удара, человек свободно летел вперёд. Вот и встречается тело с частями салона жёстко, когда автомобиль уже неподвижен. «Прилететь» головой в лобовое стекло – смертельно опасно. Почему? Ответ ниже.

паутина трещин на стекле - результат непристегивания

Паутины трещин на лобовом стекле ВАЗовской «десятки» – результат полёта трёх непристёгнутых манекенов. Скорость столкновения с деформируемым препятствием во время краш-теста – 50 км/ч.

«Правый «пассажир» пропахал борозду в две трети стекла, порезав лицо об осколки, словно на тёрке. «Ребенок» в силу малой массы не оставил столь впечатляющих следов (место контакта детской головы со стеклом обведено). Намертво вклеенное стекло «десятки» вспучилось, но выдержало страшные удары голов непристёгнутых манекенов — с перегрузкой до 208g!Замедление головного мозга манекена-водителя на критичном трехмиллисекундном промежутке превысило опасный порог в 88g и достигло 94g. Мало того: поскольку лобовое стекло в современных машинах установлено отлого, человек при ударе об него неизбежно запрокидывает голову, что и зафиксировали датчики в шейных позвонках: их выламывало назад с моментом в 88 Н•м. При безопасном пороге в 57 Н•м.

Во время теста, когда манекен-водитель был пристёгнут, его датчики зафиксировали максимальную перегрузку головного мозга в допустимые 65,1g. Изгибающий момент, воздействующий на шею, и вовсе составил 33 Н•м.Шансы получить серьёзные травмы головы и шейных позвонков у непристёгнутых «водителя» и «пассажира» «десятки» на скорости 50 км/ч в три раза выше, чем у пристёгнутых». Все подробности в тесте, проведённом газетой Авторевю

Надеяться на подушки отстёгнутым бесполезно, тело при ударе, как правило, пролетает над ними. Эйрбеги эффективны только в ограниченном «кокпите», в пределах которого седоков удерживает ремень. Мало того, часто подушка, выстреливающая навстречу незафиксированному телу, может даже навредить. Так что банальная, на первый взгляд, лямка – это универсальное средство, которое одновременно и фиксирует тело, и гасит энергию удара.

Осторожно, Б/У!!!

Короткая справка для покупателей видавших виды машин – у пиропатронов преднатяжителей ремней (это также касается и подушек безопасности) существует срок годности. Обычно периодичность их замены указывают в руководстве по эксплуатации. И если вам не безразлична безопасность всех, находящихся в вашем автомобиле, обращайте на это внимание – обычно после 10–15 лет эксплуатации мало кто из производителей гарантирует исправную работу этих средств защиты. Выбирайте: или выкладывать деньги на замену, или рисковать. Кстати, после аварии далеко не все владельцы готовы выложить кругленькую сумму за замену пиротехники. Многие предпочитают восстановить автомобиль, что называется, по минимуму, а при продаже, чтобы у покупателей не возникло подозрений об аварийности экземпляра, просто погасить «лампочки», стерев все «чеки» и коды по сработавшим подушкам и преднатяжителям. Как не наколоться на этом, мы ещё поговорим.

И ещё пара советов тем, кто выбирает подержанный автомобиль. При осмотре уделите должное внимание и ремням, ведь они не только защищают, они могут рассказать о неприятных случаях из жизни машины. Например, общее потрёпанное состояние выдаст интенсивную эксплуатацию железного коня, а локальные потёртости, оплавленное полотно ленты или повреждения от проушин расскажут о пережитой аварии. Даже если вы решите приобрести этот автомобиль, одним из первых пунктов в графе «что надо сделать» должен быть «заменить ремни безопасности» (и, возможно, другие удерживающие системы). Дорого? А может, настало время пересмотреть свои взгляды на безопасность. Ведь здоровье и жизнь бесценны.

Краш-тесты Audi Q3, выполненные Европейским комитетом по проведению независимых краш-тестов Euro NCAP. Скорость седоков средствами пассивной безопасности (зоной программируемой деформации кузова, ремнями и подушками) гасится плавно, датчики регистрируют безопасные для жизни и здоровья ускорения и нагрузки. И до, и во время, и после удара все «члены семьи» остаются на своих местах. По новой методике проведения тестов Q3 получил пять звёзд.
Фронтальный удар с 40-процентным перекрытием о деформируемый барьер произведён на скорости 65 км/ч. Боковой удар о столб осуществлён на скорости 29 км/ч. Боковой удар в область бёдер водителя 950-килограммовой тележкой с деформируемым элементом, имеющим ширину 1,5 метра, выполнен на скорости 50 км/ч

Наглядный краш-тест проводили специалисты американского страхового института дорожной безопасности (Insurance Institute for Highway Safety). Перед вами фронтальный удар со 100-процентным перекрытием о неподвижное недеформируемое препятствие со скоростью 50 км/ч. В первом случае водитель непристёгнут, во втором – его удерживает ремень и подушка. Результаты видны невооруженным глазом – замедление манекена с ремнём и подушкой значительно плавнее. Хочется пристегнуться, даже сидя в офисном кресле

Производители и независимые организации часто проводят нестандартные краш-тесты, чьи сценарии взяты из реальной жизни. Вроде фронтального кососмещенного столкновения двух встречных автомобилей, переворотов, «встреч» с животными, коллизии с непривязанными ездоками и грузом в салоне

Взгляните с разных ракурсов, что происходит в момент удара с непристёгнутой мамой и малышом на её руках. А ваши дети ездят в специальных креслах?

Краш-тест, в котором смоделировано сразу несколько ситуаций, проведён на довольно безобидной, на первый взгляд, скорости 48 км/ч.
Непристёгнутые дети на заднем сидении со всего маха летят через весь салон в лобовое стекло и водителя. Не забывайте отключать фронтальную подушку, когда на пассажирском кресле люлька с младенцем, последствия могут быть фатальными

Пристёгнутая «мама» с «младенцем» на руках. Вес ребёнка массой 10 кг при аварийном замедлении со скорости 50 км/ч может достигать 600-800 кг. Вы к этому готовы? Если предстоит ехать на такси, не поленитесь заказать автомобиль с детским креслом

Беспечность и глупость может обойтись очень дорого

Авторы: Анатолий Кучерявенко, Виталий Кабышев
Источник Авто Mail.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Авторское право © 2014. Все Права Защищены. TITGroup Разработка сайтов

Яндекс.Метрика